четверг, 2 мая 2013 г.

Leopolis in love. Part 2


Вторую часть нашего фотоповествования о путешествии во Львов мы решили посвятить отдельно взятому объекту - "Лычаковскому кладбищу". Это не просто кладбище, а историко-мемориальный музей-заповедник (с 1991 г.) и одно из старейших кладбищ Украины (самое старое надгробие датировано 1786 г.) и как утверждают многие, старейшее в Европе. "Львовский некрополь", а ведь это действительно город мертвых, занимает площадь около 42 га, на его территории насчитывается более 3 000 памятников, надгробий, фамильных склепов. Некрополь каждого отдельного города, каждой страны - это, прежде всего, часть культурного и исторического наследия, сокрытая в камне, поэтому знакомство со Львовом будет неполным без Лычакова.

Лычаковское кладбище является цельным ландшафтно-парковым ансамблем. Одним из его архитекторов был Кароль Бауер, он принимал участие в озеленении кладбища, разбивки его на отдельные участки (всего 86), посредством системы садово-парковых дорожек. И правда, прогуливаясь по всем этим тропкам, среди густой зелени, не возникает ощущения, что ты на кладбище, это просто парк со скульптурами, не хватает, пожалуй, какого-нибудь водоема и скамеек. 

Статус заповедника наводит на мысль, что кладбище функционирует лишь как исторический объект, но чем дальше от входных ворот уводит нас "путеводная звезда", тем чаще встречаются либо свежие захоронения, либо рабочие, которые что-то активно капают и выносят-заносят в старые склепы... Экскурсовод сообщила, что в исключительных случаях захоронения разрешены (например, если это известный, почетный человек города или члены семьи, склепы которых уже находятся на территории кладбища). 

Дорога к Лычаковскому кладбищу пролегает по улице Пекарской, и практически упирается в главные ворота. В 1875 - 1876 ​​годах скульпторы Леопольд Шимзер и Юзеф Шидловский вырезали каменные неоготические ворота по проекту архитектора Юлиуша Гохбергер. На воротах вмонтирован барельеф, изображающий Иисуса Христа, скульптора Эмиля Шредля.

Закрытые ворота Лычаковского кладбища в неоготическом стиле. 
Это левые ворота кладбища, являющиеся абсолютной копий правых, 
функционирующих как главный вход в музей.

Мало информации о самом музеи было в путеводителях, поэтому мы решили  воспользоваться услугами индивидуального экскурсовода. Было несколько решений: либо заранее заказать мини-тур в каком-то бюро, которых полно в городе, либо прийти на само кладбище и обратится к администрации, что мы и сделали. Стоило все удовольствие 50 грн., плюс 20 грн. за вход и фотосъемку. Мы ждали интересных баек и жутких историй, которым более 200 лет, о самых старых "поселенцах" и прочие штуки, которые ассоциируются с подобными местами, еще больше мы ждали архитектурных тонкостей, экскурсам к стилям и расшифровки тех или иных знаков и символах на надгробиях... но все, что нас ожидало, это беглая экскурсия по центральной аллеи от самого входа прямиком к мемориалу "Львовские орлята" с остановкой у памятников выдающихся украинцев. Собственно, на мемориале наша экскурсия и закончилась. С радостью распрощавшись с "экскурсоводом", мы, воодушевленные необъятными просторами заповедника, двинулись в самую глубь кладбища. Что конкретно мы искали, сказать сложно, да и это не обязательно, ведь каждый памятник  старой части кладбища представляет свой интерес, требует пристального внимания к деталям, которые отыскать порой трудно (некоторые участки представляют собой непроходимые заросли). 

Официально кладбище было открыто в 1786 г., когда император Иосиф II потребовал ликвидировать все кладбища в черте города. Это вызвано тем, что в его глазах Львов выглядел городом кладбищ и священников (количество храмов, соборов на территории города велико и при каждом из них существовала свое кладбище с довольно хаотичным "расселением" внутри) и было решено организовать на европейский манер городское кладбище в специально отведенном для этого месте.  Тем не менее, есть на Лычакове захоронения, которые относятся еще к концу 17-го века ( древнейшая могильная плита, которую не так легко отыскать, да и есть ли она, кто знает, датируется 1675 годом). 

У центрального входа расположено большое количество прекрасно сохраненных часовен, такие маленькие "замки" на территории парка (всего на кладбище 26 часовен), за которыми, если двигаться вверх, и располагается на возвышенности самая старая часть кладбища (участки 6, 7, 9, 10 и 14). 

Первыми мы увидели две неороманские часовни Кшечуновичив и Киселькив (архитектор Филипп Покутинський), довольно массивные сооружения из красного кирпича, с характерными окнами-розами (rose window или "романская роза"). Затем видны неоклассицистическая часовни семьи Моледзинских, семьи Адамских, семьи Лодинских, семьи  Бачевских (по проекту Яна Шульца).


Слева - часовня Кароля Кисельски. Справа - часовня армянской семьи Кшечуновичей


Часовня Кароля Кисельски


Маген Давид на часовне Лодинских



Роза часовни Кшечуновичей

Слева - часовня Лодинских. Справа - часовня семьи  Бачевских

Справа - часовня семьи Адамских

Часовня Моледзинских



Фрагмент гробницы семьи Ивановичей. На этой усыпальнице армянского врача 
Юзефа Ивановича, кроме его бюста, есть две каменные скульптуры лежащих 
плачущих собак . По легенде в 1877 году две собаки Плуто и Неро пришли 
к могиле своего хозяина и, отказавшись от еды и воды, через некоторое 
время умерли не от голода и жажды, а от тоски и печали.

Часовня семьи Гноинских

Древнейшая часовня построена в 1812 году по проекту неизвестного архитектора в стиле классицизма для графа Дунин-Борковского, у которого умерла жена. Фасад был украшен скульптурным изображением семейного герба, статуей Харона, а также статуями плакальщиков  между колоннами портика, которые "дожили" до наших дней. Автором скульптурного убранства был Гартман Витвер


Часовня Дунина-Борковского. В подземных галереях нашли покой 22 представителя этой благородной семьи. Последнее захоронение было совершено в 1966 году.



Фрагмент часовни Дунина-Борковского

Фрагмент часовни Дунина-Борковского (статуи плачущих юноши и девы)

Фрагмент коринфской колонны часовни Дунина-Борковского

Вход в подземелье часовни Дунина-Борковского охраняет ангел 
(когда-то их было три, остался всего лишь один)

В самом центре древнего кладбища (участок 9 или 14) на горе стоит неоготическая часовня, условно прозванная "часовня с химерами". Ни автора, ни владельца этой часовни толком опознать не удалось, по всей видимости, когда-то это была семейная часовня Крыжановских судя по надписям на табличке здания. Сейчас она в полуразрушенном состоянии и закрыта.

  Часовня с химерами

 Часовня с химерами

 Часовня с химерами: фрагменты фасада

 Часовня с химерами: фрагменты фасада

Часовня с химерами - фрагменты: окна и двери

Чем нравятся древние кладбища так это тем, что каждое надгробие - это  не плоская прямоугольная/трапецивидная плита с надписью, а цельная скульптурная композиция, по масштабу, материалу и качеству исполнения, месту расположения которой иногда можно было понять статус погребенного.

Скульптурное надгробие "Спящая красавица" на могиле актрисы Юзефы Марковской 
(автор -  родственник Юлиан Марковский). Является семейным склепом, в котором захоронены полуторогодовалый сын Андрей и семилетний сын Витольд.


Скульптурное надгробие на могиле доктора Зборовски

Из рассказа экскурсовода мы узнали, что по средневековым убеждениям, умерших, кроме самоубийц и казненных, хоронили в освященную землю, которой считалась земля возле храма. У католических храмов хоронили католиков, а у Успенской церкви и Армянского собора - православных и армян, потому в городе с таким количеством храмов и было много кладбищ. Реакция на "переселение" за город у верующих людей была негативная, т.к. на неосвещенных землях (а на территории Лычакова нет храмов) хоронить нельзя. Ситуация несколько изменилась, как только там стали хоронить церковных достойников, которым место было исключительно в самих храмах. Так на Лычаковском кладбище появились надгробия армянских архиепископов, греко-католических епископов и различных священников.

Надгробие армянских архиепископов: слева -  Исаака Исааковича, 
справа -  "Королевское надгробие" Кирилла Самвела Степановича

Современных авангардных надгробий немного, среди них можно выделить могилу украинского художника-авангардиста, графика Леопольда Левицкого. На могиле необычная абстрактная композиция, которая напоминает короткую подпись автора в виде двух букв "Л" и "П" (первые буквы имени и фамилии); семейный склеп Тершакивцев-Бережницких (автором скульптуры ангела с голубем над склепом является львовский скульптор Мирослав Дедишин).

Могила Леопольда Левицкого

Слева - фрагмент гробницы (плачущая девушка) гробницы Розалии Штеренштейн,
справа - семейный склеп Тершакивцев-Бережницких

В юго-восточной части кладбища значительную территорию занимает военный мемориал "Львовские орлята", здесь захоронены около 3 тысяч поляк (в основном юноши 17-19 лет), которые погибли во время украино-польской войны за независимость в 1918-1920 гг. Кроме поляк нашли свой покой трое американских летчиков и 17 французов (им установлены отдельные памятники в виде двух воинов). Мемориал открыли торжественно в 2005 году после реставрации, проект назван "Белые розы" (главная идея проекта принадлежит Р. Индруху), огромное зеленое поле с белыми розами крестами, на которых обозначены имена всех погибших. Один из самых величественных мемориалов Восточной Европы.

Военный мемориал "Львовские орлята"


На обратной стороне арки надпись "Погибли, чтобы вы жили свободными".
Арка сама по себе - символ победы Жизни над Смертью, путь на Небо... 



Мемориал "Львовские орлята". Памятники "союзникам": 
слева - французам, справа - американцам


Польские школьники на экскурсии



Территория старой части кладбища очень тенистая, летом деревья укроют и от солнца, и от дождя, ничто не помешает вашему путешествию.

И не скажешь, что на кладбище

 Настоящий парк




Наиболее часто встречающиеся символы в скульптурных композициях - львы, орлы, ангелы, плачущие девы, урны, Дева Мария (одна или с младенцем).

Лев. Существовало поверье, что лев может смотреть не мигая на Божественное светило (Солнце) и спать с открытыми глазами, что послужило основанием для выбора его в качестве символа бдительности. В Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне фигуры львов помещали по обеим сторонам дверей или врат, ведущих в усыпальницы. В христианской символике лев является эмблемой Христа и соотносится с идеей созерцания, отшельничества и одиночества. Это один из четырех мистических существ евангелистов: Лев соответствует Воскресению, Орел - Вознесению, Бык - Страстям, Крылатый Человек - Воплощению. 

Орел:  В раннехристианской символике орел выступает в качестве символа Святого Духа (позднее им стал голубь). Также орел был символом монархов и светской власти, указывает на военную карьеру умершего.

Могила Юлиана Ордона, национального героя Польши (скульптор Баронч)

Могила Тадеуша Рутовского, экономист, президент Львова

Военная атрибутика на надгробиях (мечи, копья. шлемы, щиты) 
свидетельствует о захоронении военных деятелей 


Грифонов на гробницах встретишь нечасто, персонаж в христианстве
распространенный, но противоречивый: он изображается и как демон, и как Христос.
Позднее трактуется как символ бдительности и воинственности, 
а также как символ совмещения духовности и светской власти.


Слева - могила Валерия Лозински, справа - могила Степана Сенчука 



Урна. Часто встречаются на могилах урны для праха (символ траура), изначально являющиеся вместилищем праха усопшего. В середине XIX века широкое распространение получила скульптурная композиция - плакальщица, склонившаяся над урной, украшенная драпировкой.

Скульптурная композиция - плакальщица над урной 


Разрушенная колонна (справа на фото) - символ оборвавшейся слишком рано жизни, 
потери главы семьи, тлен и упадок.

Ангелы. Символ духовности, "посланники Господа", охраняют могилы и сопровождают души умерших. Есть два узнаваемых, почитаемых ангела: архангел Михаил и Гавриил, которые изображаются с мечом и трубой соответственно. Остальные ангелы принадлежат к хранителям, семейным, персональным. Херувимы (дети-ангелы) означают детские могилы.


Дева Мария. Самый распространенный символ в скульптурных композициях, с младенцем или без, со скрещенными руками на груди или с раскрытыми ладонями, иногда в голубом плаще, иногда в окружении ангелов или святых.







Поржавевшие скульптуры

Достаточно много склепов выполненных в виде небольших неоготических часовен с нишей для статуи Девы Марии.





Иисус Христос и Кресты на надгробиях Лычакова.






 Крест на надгробии, поросший мхом. Сейчас модно использовать мох в интерьерах,
 архитектуре, делать надписи на стенах, для природы это не новость. 


На территории древних захоронений практически не встретишь надписей на надгробиях, выбитых на украинском и тем более русском языке, зато в большом количестве на польском, немецком, армянском, латинском, реже сербском, итальянском и иврите. Удовольствие доставляет каждый завиток, по надгробиям можно изучать шрифты.











На некоторых надгробиях и склепах есть надпись D.O.M., что расшифровывается как 
Deo, Optimo, Maximo - Господу, Лучшему, Величайшему (девиз).

Самые древние склепы имеют массивных внешний вид, приземистые, к некоторым нет свободного доступа, все тропки заросли.











Какие еще, кроме явных религиозных символов, можно найти и попытаться прочесть на каменных надгробиях? Учитывая, что на Лычаковском кладбище хоронили далеко не простых горожан, а влиятельных и богатых, было разумно предположить, что среди таких людей были и представители масонов. Не для кого не секрет, что это закрытая организация использует в своих посланиях символы. Мы не специалисты в этом деле, но самые простые и легко угадываемые символы попадаются нам на глаза - это Лучезарная Дельта или Всевидящее Око (таких символов во Львове оказалось очень много, как правило они располагаются на храмах); Циркуль и Наугольник (самый распространенный символ); Солнце.

 Слева - Лучезарная Дельта, справа - Солнце.

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий