воскресенье, 24 марта 2013 г.

"Зая, поехали на ХТЗ" или очередная экскурсия в интерьере



Согласно календарю - на дворе весна, но природа видимо не в курсе. И тем не менее, скоро апрель, зимний курс экскурсий в интерьере с Максимом Розенфельдом подходит к концу, и мы с нетерпением ждем экскурсий по городу в их привычном пешем варианте. А пока, смотрим, слушаем, конспектируем и фиксируем в виде зарисовок интересные истории, байки и шутки от Максима Ильича. В этот раз речь шла о Харьковском тракторном заводе и районе в целом.

Судя по тому, что народа в Ермилов Центр пришло немало, интерес к истории ХТЗ у присутствующих был. Мы мало бываем (под "мы" подразумеваю тех, кто живет в других районах города) в этих местах, а об истории практически ничего не знаем. ХТЗ воспринимается многими как нечто, куда лучше не ездить ни днем, ни тем более вечером, особенно если ты один. А тем не менее, это второй по важности и значимости после ГОСПРОМа объект.

Предыстория: ГОСПРОМ сдан под завершение НЭПа в 1928 г., так сказать последний год компромисса в СССР, в последующий 1929 год вводится программа коренного перелома (отказ от НЭПа и переход на жесткую плановую экономику). План первой пятилетки предполагал введение в эксплуатацию огромного количества промышленных предприятий к 1933 году и учитывая, что до этого подобных объектов не было, следовало определить стратегию развития, т.е. на что собственно делается упор (что строить, что выпускать).

"Михаил Тухачевский (Маршал Советского Союза) считал своей главной задачей подготовку "Красной армии" к будущей войне, допуская милитаризацию экономики СССР. Он видел «возможность путем массового внедрения танков изменить методы ведения боя и операции... и создавать для противника внезапные условия развития операции путем этих нововведений, предлагал «совершенно по-новому подойти к планированию всей системы вооружения... Недоучет этих возможностей может послужить причиной ещё больших потрясений и поражений в будущей войне» ( цитата из Википедия ). В целом, он был за передовые технологии и сооружения и считал необходимым построить больше разнообразных заводов. Структура тракторных заводов предполагала размещение их на отдаленных территориях, где-то на отшибе, чтобы была возможность, не привлекая к себе внимание, производить на них танки (главным объяснением было то, что Россия - аграрная страна, ей нужна современная сельскохозяйственная техника, т.е тракторы и, соответственно, тракторные заводы).

Фрагмент "харьковокомикса" от Максима Ильича

Уже в первую пятилетку начали делать ставку на героизм - "Даешь пятилетку за три года!" и использовали главный лозунг всех времен и народов "Догнать и перегнать" главным образом страны Западной Европы и США.

Здесь идет отступление и мы узнаем о прекрасных именах Догнатий и Перегнатий, которые были распространены в то время и главным образом давались близнецам, а также о том, что харьковский Дом Проектов он же ДП "читается" как Догнать и Перегнать.

В общем, чтобы выполнить план и построить новые предприятия нужно было самое главное - мозги, т.е. инженеры, грамотные специалисты. Таких было мало, но их было более чем достаточно в тех самых странах, которые СССР собрался догонять и перегонять. Каким образом все они могли приехать, а главное начать работать на "страну советов"? Мировой экономический кризис 1929 года он же "Великая депрессия", который нанес существенный урон США и аукнулся Германии, сыграл в какой-то степени на руку СССР. Сталин посчитал это идеальным стечением обстоятельств, т.к. нужные люди ("мозги") сами потянутся, предложи им работу, но сделать это надо было "тонко". Для этих целей была создана большая команда (под руководством Красина, Литвинова), главными задачами которой были:
  • Договорится с западными компаниями о стажировках советских специалистов в течении трех лет (архитекторов, инженеров, техников) на их предприятиях (стажировка оплачивалась СССР в твердой валюте, т.е. $, что в период кризиса было особенно привлекательно) ;
  • Договорится с американцами и немцами и пригласить их для проведения мастер-классов к нам.
В то время главной легендой американской архитектуры был  Альберт Кан. Архитектор без арх.образования, который переехал с семьей из Германии в США в Детройт и с малых лет был вынужден работать. Живя там - стал создателем архитектуры машиностроения, строил заводы-гиганты, его лучшим другом был Генри Форд. Собственно это пример титанического труда и благосклонности судьбы: Кан был вначале помощником-чертежником, много трудился, выиграв конкурс имел возможность уехать на стажировку, и когда набил руку - взялся за свой первый крупный заказ (от Форда). Альберт Кан придумал конвейерное проектирование, что в условиях масштабного строительства, коим являлось строительство крупных промышленных объектов, было идеальным решением (в основе лежит принцип разделение труда).

Архитектурное бюро Кана было в числе тех, с кем СССР заключило договор о стажировки наших специалистов в США с последующей затяжной "рабочей командировкой" их бюро к нам. Задачей Кана и его бюро было строительство Сталинградского Тракторного Завода (в условиях форсированной стройки, им необходимо было за 3 недели сделать проект завода, инсталлировав американские проекты под нашу специфику). По ходу проектирования, группа приезжих американских специалистов делилась на много частей, в которые внедрялись советские сотрудники и посредством большой текучки ("прокатки"), за эти три недели "обучалось" большое количество наших специалистов.



Через полгода после Сталинградского ТЗ заговорили о Харьковском. Сам процесс строительства наглядно показан в фильме "Железные кони, железные люди" (1967 г.). Брускин - инженер, один из тех, что стажировался у Кана, был разнорядчиком на стройке в Сталинграде и "приспособил" позже его идеи под ХТЗ, в т.ч. модель конвейерного проектирования. В результате Брускин был одним из руководителей строительства ХТЗ и за месяц разработал проект завода. Строительство велось ударными темпами и с использованием "самых передовых технологий" (по фильму мы видим повозки и кувалды в руках рабочих, что никак не вяжется в наших головах с техническим прогрессом). Перевыполнение планов стало нормой (показатели превышали намеченные в 4-5 раз). При ужасных погодных условиях (-32 градуса) монтировали крышу и заливали бетон ("Железный прораб Мельников" лично занимался подобными работами, это человек - символ ХТЗ, похороненный, как оказалось, на Новодевичьем кладбище), что приводило американских специалистов в недоумение. Завод соответственно сдали гораздо раньше установленных сроков. Фирма Кана, которая насчитывала 450 человек, построила за время своего пребывания в СССР около 570 заводов, это гигантская работа. Когда необходимость в их услугах отпала, т.е. метод проектирования хорошо прижился в нашей стране, отпала и необходимость в оплате их услуг, а не получая зп, люди быстро начали покидать страну.


Итак, завод построен, а где же жить людям, не в строительных же бараках? Здесь мы вспоминаем одну из первых встреч, посвященных генпланам Харькова. Начиная с 1923 г. разрабатываются генеральные планы города, основываясь на двух ведущих концепциях - урбанистов и дезурбанистов. В общих чертах, первые за современное, динамичное развитие города, вторые - за традиционную, природную обстановку (жить в маленьких домиках на природе -"садок вишневый коло хати"). Одни хотели разместить "город" подальше от завода, другие - разбить город/район в непосредственной близости с заводом. 

Стратегия "города-сада" была привлекательной, но имела весьма серьезный "минус", в случае, если останавливалось производство, "жизнь" также останавливалась, люди его покидают в поисках более привлекательных и "денежных" мест, т.е. он процветает до тех пор, пока приносит доход (пример, тот же Детройт). В общем, концепция дезурбанистов не прошла, вместо города-сада через четыре года рядом с ХТЗ планировали построить соц.город (концепция урбанистов). И тут история повторяется, нет таких специалистов, которые бы спроектировали, построили такой город. Чтобы построить не только промышленные объекты, но и жилые, наряду с американскими были привезены и немецкие специалисты, в т.ч. Эрнст Май. Таким образом, над разработкой соц.городов трудилось две команды - американцев (Кан), которые были против немецкой "простоты", и немцев (Май), отрицающих излишнюю декоративность американцев. Бюро Бруно Таута также присоединилось к Майю. 

Первая модель (поселок, полностью отображающий концепцию соц.города) была реализована в Магнитогорске. Май применяет принцип «строчной застройки», при котором торцы домов расположены под углом к основной улице и окна выходят не на проезжую часть, а во двор. Такая застройка стирала границы между уличным и внутриквартальным пространством, дворов как таковых не было, вернее они были, но не такие как ранее - замкнутые, а "проходные", вернее сквозные. 

Принцип "строчечной застройки"

Дома, разработанные Майем и построенные в Магнитогорске, претерпели некоторых изменений, во-первых, плоские крыши для местного сурового климата и "вечного" снега никак не подходили, нужны были скатные, во-вторых, сэкономили на материалах, как всегда.

За Магнитогорском последовал Харьков, опять же история повторяется, от услуг немецких специалистов отказываются (модель уже есть, внедрена, зачем платить дальше?) и "дорабатывают" модель (адаптируют под нашу идеологию - "наши люди достоин большего", чем жизнь в простых коробках) общими усилиями с американцами.



Примерно за месяц Павел Алешин разрабатывает концепцию близкую концепции Майя, и если проект самого завода ХТЗ является практически братом близнецом Сталинградского ТЗ, то соц.город ХТЗ братом близнецом Магнитогорска. Заимствованы жилые комбинаты -  "модусы" или жилые ячейки, состоящие из нескольких разноэтажных домов (5, 7 этажей), школы, детских садов, кухони-фабрики, соединенных между собой крытыми переходами (их не построили, но ниши под них были заложены) и расположенных согласно принципу осевой симметрии. При планировке учитывалась "роза ветров" и дома были повернуты на 26 градусов к меридиану, таким образом весь мусор в виде выбросов с завода не попадал, не переносился ветром в "жилые ячейки", а также отсутствовала затененность, т.к. было достигнуто равномерное правильное естественное освещение. Широкая зеленая зона отделала завод от жилого района.

 План соц.города

Фрагмент: "жилая единица"

Советская традиция еженедельного озеленения, когда каждый житель выходил на субботник и сажал по новому деревцу, привело к тому, что теперь ХТЗ - самый зеленый район Харькова и в какой-то степени превратился в "город-сад". Район этот весьма зеленый, с большой историей и если его "починить", будет неплохим памятником достойным называться памятником ЮНЕСКО.  На этой высокой ноте и была закончена лекция-экскурсия по ХТЗ.

Всем, кто по какой-то причине не смог посетить Ермилов Центр ждет повтор. Лекция, как  и обещал Максим Ильич не радостная, но весьма интересная и интересная.

П.С. отдельное спасибо Василисе за визуальный ряд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий