вторник, 9 апреля 2013 г.

Leopolis in love. Part 1


Львов покорил нас вкусным ароматным кофе, не менее вкусной едой, концептуальными заведениями и своими впечатлениями на эту тему мы делились ранее в статье "Йдемо на каву?!". При этом обещали продолжить рассказ о нашем путешествии, но уже на тему архитектуры Львова и его окрестностей. Учитывая, что в ближайшее время нас ждут новые поездки, а значит и новые фотоотчеты и впечатления, откладывать написание этой статьи уже некуда.

Как путешествуют обычные люди мы примерно представляем, а как путешествуют архитекторы? В довольно шуточной форме российский архитектор ответил на этот вопрос в одном из интервью, к сожалению не помню кто это был, но сказал он примерно следующее... Еще до поездки архитектор знает практически все о тех местах, которые собирается посетить (кем, когда, на каком месте был возведен тот или иной памятник архитектуры, при каких условиях это происходило и т.д., и т.п., слава истории архитектуры!); его карта напоминает карту военных действий, на которой крестиками помечены все ("все" - в буквальном смысле архшедевры, потому что второй такой возможности может и не предвидеться, а такие вещи нужно обязательно видеть своими глазами, а не только на фотографиях в учебниках и журналах) сооружения, памятники, ансамбли и пр., не хватает только пунктирной линии, связывающей все эти "точки" в единый маршрут (такой себе квест); в сумке всегда есть место для фототехники (не стоит говорить о том, что вспышка быстро садит аккумуляторы, поэтому надо брать не один, плюс штатив вещь нужная и пр.), скетчбуков и карандашей, потому как кроме фотографий обязательным атрибутом является толстенный альбом зарисовок с места событий.  За ограниченный временной отрезок нужно успеть рассмотреть сооружение в целом, восхититься, подружить свои образы, которые долгие годы хранились в голове с тем, что видят твои глаза, успеть запечатлеть детали, фасады, фрагменты интерьера, пощупать каменную кладку, насладится игрой света и тени, переговорить с пару-тройку профанов из экскурсионной группы и перебить гида, который несет чушь и попросту ничего не знает об объекте и т.д. Это не отдых, это рабочая поездка какая-то... и это действительно так!

Об архитектуре Львова мы мало что знали, но по отзывам друзей и знакомых представляли какое количество знаковых мест нам предстоит посетить. Чтобы действовать по заранее спланированному маршруту, мы купили подробный путеводитель и изучили его от корки до корки (недостающую информацию искали в сети), т.к. большая часть объектов находится в историческом центре города, мы решили не тратить полезное время на ежедневные путешествия от дома до места назначения на общественном транспорте и выбрали жилье в пешей доступности от  Площи Рынок (5-10 мин.). От экскурсий в традиционном понимании (с экскурсоводом-затейником и группы в 10-15 чел.) решили отказаться, по крайне мере тех, что проходят в самом Львове, т.к. все они ограничены по времени, требуют либо концентрации на том, что вещает гид, либо на том, что ты пытаешься рассмотреть и сфотографировать, делая одновременно и то, и другое (при этом тебя все время подгоняют) - это потерянное время и деньги, а посмотреть необходимо огромное количество интересных мест. Мы нисколько не пожалели, что выбрали "вольное плавание", самостоятельно планировали ежедневный маршрут, неспешным шагом прогуливались по улочкам и забредали в уютные, а иногда и не очень, дворики, фотографировали и искали те детали, о которых шла речь в путеводителях. Наверное, мы пересмотрели бы все, что запланировали, если бы не дождь продолжительностью в пять дней. Уже на третий день мы поняли, что это надолго и решили не терять драгоценное время. Пешком, под зонтом, с фотоаппаратом, путеводителем и мокрой картой, мы шли по лужам в нужном нам направлении, наматывали круги вокруг соборов, в то время как нормальные люди прятались под навесами автобусных остановок, на террасах кафе или вообще сидели дома. 

Не думаю, что есть смысл переписывать содержание путеводителя, составляя описание к каждой из фотографий, все это можно легко найти в сети и ознакомиться от и до с каждым из архитектурных памятников. Постараемся лишь кратко охарактеризовать, что изображено на фото и где это находится. 

Сложно было выбрать "отправную точку", с которой можно начать описание нашей поездки, поэтому мы выбрали самую знаковую и самую высокую точку города - вершину горы Высокий Замок, со смотровой площадки которой открывается превосходный вид на весь Львов. 

Вид со смотровой площадки: практически рассвет.

В XIII - XVIII вв. здесь действительно был замок, основанный Данилом Галицким, а сейчас остался лишь фрагмент замковой стены, которую можно встретить по дороге на смотровую площадку. Вершина горы была искусственно увеличена при возведении самой смотровой площадки и составляет 413 м, если говорить о самой высокой естественной точке города, то это будет гора Льва, которая находится на территории парка "Вознесение" ("Знесіння") и составляет 389 м (ее хорошо видно со смотровой площадке, к ней идет менее цивилизованная серпантинная дорога). Парк этот ранее в часы Австрии назывался Кайзервальдом, т.е. Королевским лесом

Вид со смотровой площадки: гора  Льва в парке "Вознесение". 
За дальним холмом скрывается "Шевченківський гай"


Где-то к 9 утра мы были уже на вершине, планировали еще раньше, чтобы застать рассвет, но как оказалось, толку от этого было бы мало, т.к. сделать нормальные снимки и рассмотреть что-то сквозь белую дымку, окутавшую все вокруг, было невозможно. Но все же лучше планировать восхождение  самого утра, т.к. уже к полудню количество туристов увеличивается в геометрической прогрессии. 

Вид со смотровой площадки: исторический центр Львова и башню Корнякта, 
часть ансамбля Успенской церкви.

Вид со смотровой площадки: исторический центр Львова и городская ратуша.

Смотровая площадка помогла ознакомится в целом с городом и узнать, хотя бы с высоты птичьего полета, как выглядит не историческая часть Львова, а это все те же "... районы, кварталы...", что есть в каждом городе нашей страны.

Посмотрев на город издалека, мы,так сказать, составили глобальное впечатление о нем и решили дополнить его локальным, забравшись на городскую ратушу.  Посещение ратуши (смотровой площадки) стало возможным с 2000 года, до этого она была закрыта, хотя традиция  была заложена еще в мае 1851 года. Нас ожидало восхождение вверх по 408 ступенькам, при этом 100 из них - это широкие мраморные ступени лестницы внутри административного здания и 308 старых, кривых, поскрипывающих, узких ступеней внутри самой ратуши. Последняя ратуша была возведена в 1830-1835 г.г., вот и представьте какие там ступени. Примерно на 2/3 пути башня сужается и идет уже узкая винтовая лестница (узкая настолько, что встречного нужно пропускать). По пути наверх есть комната, в которой находится сердце ратуши - часы, вернее сам механизм.

Вид с ратуши: гора Высокий Замок и местная телевышка

Вид с ратуши: разноцветные крыши Площи Рынок


Высота ратуши 65 метров, Площа Рынок видна вся как на ладони, видны крыши всех камяниц, кое-где просматриваются внутренние дворики или террасы. Многие камяницы на Площи Рынок приведены в порядок, по крайней мере внешне - свежевыкрашенные фасады, отреставрированные скульптуры и пр.элементы, но с высоты птичьего полета открывается иная картина... грязные, страшные, залатанные крыши исторического центра перебивают то ощущение сказки, которое витает в воздухе, когда ты бродишь по улочкам города. Если бы возможность так близко взглянуть на город с высоты была роскошью и мало кому удавалось подняться на ратушу - это еще можно было бы закрыть глаза, мол этого никто не видит, значит все нормально. Но смотровая площадка открыта для всех, тысячи туристов проделывают этот путь, чтобы посмотреть на город сверху и хочется видеть перед собой стройный ряд аккуратных красно-черепичных крыш, подобно тем, что можно встретить в европейских городах.




На крышах много чего интересного, вот, к примеру, крытая веранда "Гасової Лямпи" и открытая терраса "Криївки"  (на фото внизу), на которой вечером работает бар и устраивают танці.


На крышах встречаются автомобили и лошади, и это не шутка!

На фото слева: автомобиль на верхней террасе "Дома Легенд", 
справа: белая лошадка на крыше одной из камяниц.

На фото справа: часть Итальянского дворика

Вид с ратуши: на проспект Свободы и улицу Петра Дорошенко

Вид с ратуши на Доминиканский собор

Вид с ратуши на ансамбль Успенской церкси

На винтовой деревянной лестнице у самой смотровой площадки

Часовой механизм ратуши

Мы ознакомились с городом в целом и наметили ряд интересных маршрутов, наше внимание привлекли обширные зеленые массивы - парки Львова, куда мы и отправились. Перед тем как с головой окунуться в городскую архитектуру, неплохо будет изучить как жили местные жители до появления "каменных джунглей". Нас ждал "Музей народной архитектуры и быта во Львове", расположенный на окраине парка "Вознесение", или, как его называют , "Шевченківський гай".  На довольно большой лесной территории расположены деревянные хатынки, церквушки и пр.сооружения, соединенные извилистыми тропками. Территория разделена на отдельные "регионы" (Буковина, Гуцульщина, Полесье и т.д.), которые воссозданы благодаря тем же хатынкам, внутренним убранством и подходящей природной средой. Есть оригинальные деревянные указатели, которые не дадут вам заблудится, потому как иногда тропинки уходят куда-то вглубь леса, в овраги...


Добраться до музея вам помогут указатели, которые можно встретить как на территории Львова, так и за его пределами, с надписью "Скансен Львів". Вообще слово "Скансен" - это название шведского музея под открытым небом, один из первых музеев подобного типа и неудивительно, что имя стало нарицательным. 

Экспозиция "Буковины" - белая хата в зеленом лесу и на крылечке милая бабуля 
за своим привычным занятием - вязанием, дополняет картину.

Экспозиция "Лемкивщина" - деревянная церковь


Бойковщина - самый большой по занимаемой им площади кусок экспозиции. На его территории большое количество деревянных сооружений, интерьер каждой хатынки воссоздает уклад того времени, проработано все до мельчайших деталей. На пороге обычно встречает милая бабушка, она же краевед и она же сторож и, местами, предприниматель. Купив у нее безделушку в виде магнитика с надписью "Львів" за чисто символические 15-25 грн., бонусом получаете  увлекательный исторический эпос о житие-бытие народа данного региона и конкретно этой хатки, и возможность сфотографироваться в интерьере в национальных костюмах. Таблички, развешанные на каждой такой хатке предупреждают, что заходить внутрь экспозиции (т.е. в декорированные комнаты)... ровно как и распивать любые напитки и что-то есть на территории музея в целом. Видимо были прецеденты.

Экспозиция "Бойковщина" - знаменитая деревянная Николаевская церковь
из с. Крывки (1763 г.)


На выходных на территории музея можно встретить большое количество молодоженов в сопровождении фотографов и веселых компаний друзей-свидетелей, свадьбы в национальном стиле с вышиванками и пр. атрибутикой очень популярны. И вышеупомянутое сообщение о запрете употребления чего-либо на территории музея им не особо мешает.

Свадебный фотосет

На территории Бойковщины рядом с Николаевской церковью находится сельская школа (1880 г.). Небольшая школа, всего две комнаты симметрично расположенные по обе стороны от центрального входа-тамбура. Слева находится школьный класс, парт немного, все рассчитаны на два человека, а самая последняя - одиночная или "ослиная парта", рядом с которой стоит кадка с розгами ("дидактический метод воспитания"). На партах прародители графических планшетов - маленькие доски для письма и мел.

Бойковщина - интерьер школьного класса сельской школы 1880 года.

Комната учителя (он же и директор) состоит из одной большой жилой комнаты (и учительская, и личные апартаменты), а также небольшой дальней комнаты-кухни, где готовилась еда для всех.

Бойковщина - интерьер учительской

Интерьеры остальных жилых хатынок в целом были одинаковыми, внутри белые стены, деревянный потолок, обязательно печь, большой обеденный стол (чаще с лавками, иногда с деревянными стульями), вдоль стен тоже лавки, как правило одна кровать (еще одно спальное место на самой печи), люлька (спальное место для младенца, хотя не во всех интерьерах они были), на стенах много икон, рушники везде и домашняя утварь в большом количестве.

Интерьер жилой хаты

Интерьер жилой хаты


Местный котофей на крыльце

Интересные плетеные конструкции привлекли наше внимание. 
Кошница - предназначена для хранения кукурузы.

Местный образец вывески общепита

Музей находится далеко от исторического центра, по пути нет ни одного кафе и прогуливаясь по экспозиции через какое-то время очень хочется подкрепится. С собой приносить ничего не разрешают, но и голодом морить никто посетителей не собирается. На территории то ли Бойковщины, то ли Лемкивщины (уже и не вспомнишь) располагается казачье кафе, где обещают настоящие "козацькі страви" и  колоритный фотосет в "стоях". Меню, как вы увидели на вывеске, скромное, как говорится "хлеб и вода - казацкая еда". Предлагают на выбор: вареники, борщ, кулиш (что-то типа каши с чем-то еще), квас и "пундыки" - это что-то типа пирожного картошки, только полезнее и очень вкусные как оказалось. По сути это перетертые чернослив, орехи грецкие, по-моему финик, мед - натурпродукт.

Кафе состоит из стойки-раздаточной и нескольких столиков за кузней, вернее там всего один полноценный столик с лавками, остальное - сгруппированные маленькие бревна-сиденья вокруг большого бревна-стола. Перекусив - есть возможность сделать все тот же фотосет в "стоях", т.е. в кузне, вся атрибутика сохранена, действующий очаг, инструменты и сам кузнец. Кроме увлекательных рассказах о казаках вам предложат выковать свою монету счастья. Собственно, процедура не сложная, хотя молот и тяжелый - загадал, ударил, потом еще раз, потом таинственный обряд рукопожатия-молчания и все! Главное никому не говорить, что конкретно загадал и самое важное - всегда носить ее с собой.

Куём "монету счастья"

Живописные тропки, крутые спуски и подъемы.

Гуцульщина: низкие домики, практически землянки на "горной" территории. 
Что означают белые цифры на деревьях?

Островок тишины - небольшое озеро рядом с Николаевской церковью


Еще один обособленный объект исследования - "Стрийский парк". Парк расположен в холмистой местности, разделяют нижний парк - с оранжереей и прудом, более живописный, тенистый, с извилистыми дорожками, отлично подходит для неспешных прогулок, и верхний  - с широкими ровными дорожками, павильонами, фонтанами, кафе и кинотеатром. Внутри так тихо, несмотря на то, что довольно много народа и детей (как основного источника шума), из-за большого количества деревьев - все в тени (есть палит солнце летом, парк - самое лучшее место, чтобы от него спрятаться), оттуда не хотелось уходить, так бы и сидели на лавочке у пруда и наблюдали за птицами. Парк был задуман изначально как место для отдыха горожан, его создавали с любовью, со всего мира завозили дивные растения, рекреационная зона города.

Вход в Стрийский парк 

Пруд в Стрийском парке 


Местные обитатели

Скормили полбуханки

невероятных размеров дерево... 


Парк - не только место для пассивного отдыха, но и прекрасное место для общения с животными. Жаль, что собираясь в парк, мы подумали только лишь о птицах и упустили из виду белок, надо было все-таки прихватить орешков. Издалека мы заметили мужчину, который подзывал к себе белку и та, как ни странно, подбегала прям к его рукам. На вопрос каким образом он это делает, тот продемонстрировал нехитрый маневр: всего-то нужно постучать орешком по асфальту и белка сама бежит на этот звук. Они тут в парке совсем ручные, людей не боятся и, учитывая, что зевак вокруг собралось много, белка поочередно заглядывала каждому из нас в ладошки и после бежала к тому мужчине за орехом. После чего убегала быстро-быстро куда-то вглубь леса, видимо прятала добычу, что странно - каждый раз абсолютно в разных местах, как она отыщет орехи спустя время?!


Ручная белка Стрийского парка




Скульптурная композиция одного из фонтанов Стрийского парка, 
Ивасик-Телесик

На территории парка располагается спортивный зал (целый факультет судя по размерам здания) Львовской Политехники, ранее здесь размещалась патриотическая панорама битвы под Рацлавицами (120х15h м). Довольно живописное место для спортзала. Кроме этого учреждения, почти на выходе, мы заметили еще одно  - Украинская Академия Дизайна (УАД). Никогда не слышали об УАД, но на рядом стоящих стендах можно узнать более подробную информацию: создано в 2000 году, позиционируется как частное высшее учебное заведение, готовит бакалавров (дневники), всего два факультета - изобразительного искусства и дизайна, очень маленький штат преподавателей и всего около 130 студентов. Каких-либо подробностей в сети не нашли, есть кто из студентов? Интересно узнать от первых лиц что это за учебное заведение и чему там учат, а главное как?

Украинская Академия Дизайна - довольно маленький и единственный 
корпус учебного заведения  в Стрийском парке

На выходе из Стрийского парка

На выходе из парка, спускаясь по улице Самчука, или подходя к центральному входу с арками по улице Парковой, можно любоваться бесчисленным количеством непохожими друг на друга домов с башнями, обильной лепниной, балконами, эркерами, расписанными яркими красками.

Дом по улице Самчука

Фрагмент фасада дома по улице Самчука


Дом по улице Самчука

Еще один угловой дом по улице Самчука



Элегантный бронзовый памятник известному украинскому художнику - 
Ивану Трушу, стоит на пересечении улиц Парковой и Ивана Франка.


Еще не открывшаяся "Вилла Пристань" у входа с арками в Стрийский парк

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий